Еще раз о звуке
Раздел Подземелье Магов | й Козлов, дата публикации 04 марта 2002г. |
От ого стола):
- …текущие характеристики САМОГО звука (частоту или громкость)
- …получение спектра с помощью FFT,
- …запись в формате MP3.
- …помогите проиграть mp3 и wma файлы с помощью Mutlimedia API WAVEOUT*****
- …определить устройство ввода звука, получить с него звук, отобразить форму волны, сравнить с образцом и выдать расхождение. Что-то вроде системы распознавания речи.
- …самый примитивный код, осуществляющий воспроизведение звука с помощью базовых функций (waveOutOpen,waveOutPrepareHeader и т.д.),
- …регулировать звук воспроизводимого файла из своей программы не могу
- …как програмно регулировать громкости не знаю.
- …функции waveOutWtire и waveInAddBuffer при работе с каким либо callback механизмом тратят очень много времени на переключение буферов.
- …в CallBack-функции при переключении буферов возникают щелчки в динамиках. Как от них избавиться?
- …Но как все-таки сначала узнать, установлена ли звуковая карта или нет ?
Итак, на что я попытаюсь ответить:
- как узнать, есть ли устройство вывода/записи звука
- как использовать Multimedia API для вывода/записи звука
- как генерировать звук
- как менять громкость и вообще работать с микшером
- что можно сделать, если есть fullduplex
Чего я не скажу (надеюсь, скажет кто-то другой :)
- Как работать с MP3 файлами.
- Как проводить цифровую обработку сигнала.
- Как работать со звуком в DirectX.
Еще "на берегу" хочу договориться -- HELP или MSDN не переписываю! В хелпах Delphi все функции описаны -- осталось только найти…
Начинаем.
Для нас важны следующие понятия: PCM, выборка, битовое разрешение, частота выборки. (см. более полно )
PCM (импульсно-кодовая модуляция) -- Звук может быть представлен разными способами, но это самый простой (и, наверное, поэтому наиболее используемый). Что это такое, можно посмотреть я повторяться не буду.
Sample (выборка) -- значение амплитуды дискретизированного сигнала. Секунда звучания на компакт-диске содержит 44100 выборок (сэмплов). Имеется в виду, что выборка содержит в себе реально два значения - для левого и правого каналов.
sample rate (частота выборки) -- Число выборок в секунду, которое используется для записи звука. Более высокие частоты соответствуют более высокому качеству звука, однако потребляют большее количество памяти.
sample size (битовое разрешение) -- определяет количество бит, используемое для записи единичной выборки на каждом канале. Компьютеры используют в основном 8 и 16 бит, профессиональное оборудование - 18, 20 и выше.
Несколько слов по поводу "железа". Необходимо четко различать, что звуковая плата -- это НЕ ОДНО устройство в системе. Есть устройство вывода звука, записи звука, микшер, синтезатор и т.д. по вкусу. Это важно понимать, т.к. каждое устройство имеет свой набор функций: waveOut***, waveIn***, midiOut***, midiIn***, mixer*** и др.
Еще раз повторю: все это РЕАЛЬНО РАЗНЫЕ устройства, упакованные в одном или нескольких аудиочипах. Кому интересно, посмотрите описание любого аудиочипа. Например, или
Как узнать, есть ли устройство вывода/записи звука
Для ответа на этот важнейший вопрос ( если устройства нет -- мы ведь ничего не услышим, правда?) используются следующие функции и структуры API:
- waveOutGetNumDevs -- получить количество аудиоустройств
- waveOutGetDevCaps -- получить свойства аудиоустройства
- TWAVEOUTCAPS -- структура для WaveOutGetDevCaps
Если Вы знаете, что устройство в системе одно, можно поступить так:
procedure TForm1.btnClick(Sender: TObject); var WOutCaps : TWAVEOUTCAPS; begin // проверка наличия устройства вывода FillChar(WOutCaps,SizeOf(TWAVEOUTCAPS),#0); if MMSYSERR_NOERROR <> WaveOutGetDevCaps(0,@WOutCaps,SizeOf(TWAVEOUTCAPS)) then begin ShowMessage('Ошибка аудиоустройства'); exit; end; end;
Так мы пытаемся узнать характеристики устройства с номером 0 (т.е. первого в системе) и если его нет, говорим об ошибке. Если у нас несколько звуковых карточек, используем waveOutGetNumDevs. Характеристики нам понадобятся позже.
Важно: если хотим узнать, есть ли устройство записи, миксер в системе, используем WaveIn***, mixer*** и т.д. Ведь этих устройств может и не быть (USB-колонки). Так что вопрос: "Есть ли звуковая карточка в компьютере?" не совсем корректен для наших целей, да и не нужен. Вам звук выводить или карточкой хвалиться?
Как использовать Multimedia API для записи/вывода звука.
Для вывода звука мы используем следующий набор функций и структур API:
- waveOutGetDevCaps -- получить свойства аудиоустройства
- waveOutOpen -- открыть аудиоустройство
- waveOutPrepareHeader -- приготовить буфер вывода для воспроизведения
- waveOutWrite -- вывести звук (поставить буфер на воспроизведение)
- waveOutReset -- остановить воспроизведение и освободить буферы
- waveOutUnprepareHeader -- вернуть буфер вывода
- WaveOutClose -- закрыть устройство вывода звука
- TWAVEOUTCAPS -- структура для WaveOutGetDevCaps
- TWAVEFORMATEX -- формат звуковых данных
- TWAVEHDR -- формат заголовка буфера вывода.
Как же мы выведем звук?
Во-первых, надо озаботиться способом общения с драйвером. Вариантов много: сообщения, callback-функции, объекты-события и т.д. По моему опыту, наиболее "приятно" работать с объектами-событиями, то есть использовать объекты ядра Events и потоки. Работает без особых проблем, лего управляется, нет ненужных задержек в очереди сообщений, можно поставить более высокий приоритет потоку, обрабатывающему звуковые данные. В общем, плюсов много, а главное … Microsoft рекомендует.
Так, с этим определились, теперь формат звуковых данных. Необходимо заполнить TWAVEFORMATEX, например, так:
var wfx : TWAVEFORMATEX; … // заполнение структуры формата FillChar(wfx,Sizeof(TWAVEFORMATEX),#0); with wfx do begin wFormatTag := WAVE_FORMAT_PCM; // используется PCM формат nChannels := 2; // это стереосигнал nSamplesPerSec := 44100; // частота дискретизации 44,1 Кгц wBitsPerSample := 16; // битовое разрешение выборки 16 бит nBlockAlign := wBitsPerSample div 8 * nChannels; // число байт в выборке для стереосигнала -- 4 байта nAvgBytesPerSec := nSamplesPerSec * nBlockAlign; // число байт в секундном интервале для стереосигнала cbSize := 0; // не используется end;
Готово, можно открывать:
var wfx : TWAVEFORMATEX; hEvent : THandle; wfx : TWAVEFORMATEX; hwo : HWAVEOUT; … // открытие устройства hEvent := CreateEvent(nil,false,false,nil); if WaveOutOpen(@hwo,0,@wfx,hEvent,0,CALLBACK_EVENT) <> MMSYSERR_NOERROR then …;
Устройство открыто, теперь (вторым шагом) решим, откуда будем брать данные для вывода. Для этого выделяем память и готовим буферы вывода. Заметьте, готовим ДВА буфера для того, чтобы организовать двойную буферизацию -- и никто никого не ждет…если буфер подходящего размера. В зависимости от производительности системы он может быть поменьше. ( у меня был минимум -- 8 кбайт)
Ниже в листинге есть одна особенность -- выделяется память из расчета на КАЖДЫЙ канал стереозвука -- это нужно для нашего примера, но обычно такое не требуется.
И еще одна особенность -- умные люди (см. ) рекомендуют выделять только целое количество страниц памяти с учетом грануляции, что мы и делаем.
var wfx : TWAVEFORMATEX; hEvent : THandle; wfx : TWAVEFORMATEX; hwo : HWAVEOUT; si : TSYSTEMINFO; wh : array [0..1] of TWAVEHDR; Buf : array [0..1] of PChar; CnlBuf : array [0..1] of PChar; … // выделение памяти под буферы, выравниваются под страницу памяти Windows GetSystemInfo(si); buf[0] := VirtualAlloc(nil,(BlockSize*4+si.dwPageSize-1) div si.dwPagesize * si.dwPageSize, MEM_RESERVE or MEM_COMMIT, PAGE_READWRITE); buf[1] := PChar(LongInt(buf[0]) + BlockSize); // отдельно буферы для генераторов под каждый канал CnlBuf[0] := PChar(LongInt(Buf[1]) + BlockSize); CnlBuf[1] := PChar(LongInt(CnlBuf[0]) + BlockSize div 2); // подготовка 2-х буферов вывода for I:=0 to 1 do begin FillChar(wh[I],sizeof(TWAVEHDR),#0); wh[I].lpData := buf[I]; // указатель на буфер wh[I].dwBufferLength := BlockSize; // длина буфера waveOutPrepareHeader(hwo, @wh[I], sizeof(TWAVEHDR)); // подготовка буферов драйвером end;
Итак, куда выводить -- есть, откуда выводить -- есть. Третим шагом осталось определить, что выводить и СДЕЛАТЬ ЭТО (вывести звук). Сначала мы генерим данные для левого и правого канала раздельно, затем смешиваем и помещаем в первый буфер вывода. Генерация производится очень просто -- sin. Смешиваем два буфера в один с помощью процедуры mix -- небольшая процедурка на ASMе Такой подход я избрал вот почему -- не все же синус по двум каналам генерить! Можно и музыку разную налево и направо пустить. (это называется бинуральное слушание, кажется). Заметьте, для генерации каждого нового буфера мы сохраняем текущее время сигнала, чтобы он был гладкий да шелковистый... И ПОМНИТЕ, что все это делается в отдельном потоке. Как видите, здесь есть пространство для творчества (оптимизации), но это оставляю читателям.
// генерация буферов каналов Generator(CnlBuf[0],Typ[0], Freq[0], Lev[0], BlockSize div 2, tPred[0]); Generator(CnlBuf[1],Typ[1], Freq[1], Lev[1], BlockSize div 2, tPred[1]); // смешивание буферов каналов в первый буфер вывода Mix(buf[0],CnlBuf[0],CnlBuf[1], BlockSize div 2);
И наконец, вот он, ЗВУК!
I:=0; while not Terminated do begin // передача очередного буфера драйверу для проигрывания waveOutWrite(hwo, @wh[I], sizeof(WAVEHDR)); WaitForSingleObject(hEvent, INFINITE); I:= I xor 1; // генерация буферов каналов Generator(CnlBuf[0],Typ[0], Freq[0], Lev[0], BlockSize div 2, tPred[0]); Generator(CnlBuf[1],Typ[1], Freq[1], Lev[1], BlockSize div 2, tPred[1]); // смешивание буферов каналов в очередной буфер вывода Mix(buf[I],CnlBuf[0],CnlBuf[1], BlockSize div 2); // ожидание конца проигрывания и освобождения предыдущего буфера end;
Важно: нет необходимости повторно готовить буферы функцией waveOutPrepareHeader, просто пишите данные в память и играйте… Когда Вы насладитесь звуком (все это пищание надоест), нужно выключить машинку:
// завершение работы с аудиоустройством waveOutReset(hwo); waveOutUnprepareHeader(hwo, @wh[0], sizeof(WAVEHDR)); waveOutUnprepareHeader(hwo, @wh[1], sizeof(WAVEHDR)); // освобождение памяти VirtualFree(buf[0],0,MEM_RELEASE); WaveOutClose(hwo);
И освобождаем наш объект-событие.
CloseHandle(hEvent);
Все, наступила тишина…
Итак, мы разобрались с тремя вопросами:
- как узнать, есть ли устройство вывода звука,
- как сгенерировать звук и
- как вывести звук.
Далее по плану: как менять громкость и вообще работать с микшером и что такое fullduplex.
Пример программы подготовлен для Delphi5. Скачать — 5.8K
Литература
Гордеев О. В. Программирование звука в Windows. СПб.: БХВ — Санкт-Петербург 1999 384 с.
Сергей Козлов
Специально для